Сведение вокала: полезные советы для музыкантов и певцов

Конечно же, у меня есть набор приемов, но написать эту статью я решила потому, что нашла отличную рекомендацию специалиста. Она меня поразила тем, что очень многое совпадало с моими методами и мнением.

сведение вокала

Вокал должен быть на первом плане

Если речь идет о песне, то вокалист должен петь на первом плане. Аранжировка должна отступать на задний план. Конечно, зависит от жанра, но обычно в песнях так. Главный лид играет спереди, а дабблы и любые вспомогательные дорожки дальше.

Чтобы лид играл спереди, нужно не накладывать много реверба, избегать эффектов и немного повышать частоты, отвечающие за четкость произношения. Обычно это диапазон 1-5 но в статье сказано от 2 до 4. В общем, при работе эквалайзера все слышно на слух. Вообще в обработке гораздо важнее ориентировать по слуху, чем считать цифры.

Вот я часто обрезаю них до 200,  хотя в статье рекомендуют до 60. Тут тоже зависит от ситуации, все по слуху. Иногда надо чуть-чуть срезать, а если много шума и низа, то можно резануть сильнее. Точно так же с высокими.

Во-первых, зависит от высоты вокала, если сильно высоко и звонко, верх лучше опустить, если средние частоты, то наоборот можно поднять для  полетности.

Почему денойз и деессер портят звук

Когда исходники плохие, то хочется убрать лишние звуки плагинами. К сожалению, они искажают звук, так  как захватывают нужные частоты. Я избегаю денойза, убираю шум эквалайером. Деессер очень щадяще, иначе неестественно будет звучать

Как я делаю дабблы

В  вокале я дублирую дорожку и записываю еще 2 раза. Основная играет с небольшим ревербом. Вторая сжимается и идет подложкой, сливаясь с первой для переднего плана. Третью я делаю для стерео, она создает отзвуки по бокам. Использую плагин jjp vocal stereo. Делаю тихо. Получается, 2 и 3 дорожки явно не слышны.

Конечно, это не единственный способ. Зависит от песни. На медленных частях и переходных словах можно пускать дилей или сдвиг дорожек вместо энхансера. Если сдвиг слабый, получится эффект фленжера. Сдвиг должен быть таким, чтобы создавать эффект дилея. Когда это вручную, то звучит лучше плагина.

Подпевкам на заднем плане можно накладывать стерео путем использования модуляции. Раскидать по бокам может энхансер и шейпер. Если брать их вместе, эффект будет лучше.  Хорус может также помочь создать эффект отдаленной акапелы для эмбиента и подпевки для лида.

Очень важно в аранжировке планировать место под вокал, не перегружать инструментами, чтобы избегать частотных конфликтов.

Не стану подробно рассказывать, ведь это сделал автор статьи, которую я хочу показать. Сегодня всю прочитала и была приятно удивлена сходством наших мнений. Дурачков, которые учат, но сами ничего не умеет, мы не слушаем. Обращаем внимание только на мнение практиков.

Вот статья автора:

http://cjcity.ru/content/zapis-i-obrabotka-vokala.php

А мы вам желаем никогда не останавливаться в своем развитии и заниматься творчеством.

Комментарии 2

  • С какой то стороны соглашусь, что вокал должен звучать поверх музыки, в основном это касается записи игры на акустической гитаре. В электрической музыке (аранжировки) вокал должен чуть чуть отдаляться чтобы не перекрикивать аранжировку, особенно наглядно я в этом убедился, когда приступил к сведению металлической музыки. Статью пока еще я не читал, но хочу рассказать на своем примере немного о сведении аранжировки без вокала в металлическом ключе: Гитарный десторшн охватывает практически все частоты, поэтому чтобы не конфликтовать с другими инструментами и пытаться не потерять плотную тяжесть и насыщеность, я обычно режу средние, не помню насколько, но прилично. Увеличиваю чуть чуть басовые (смотрю бас-гитару, чтобы не было конфликтов) и по зависимости от случая добавляю или режу совсем чуть чуть высокие. Самые низкие часоты я оставляю бочке (кик), вырезая остальные все басы и средние. Самые высокие убираю и оставляю чуть чуть средне высоких. Также я бочку сдвигаю чуть влево, для расширения панорамы. Рабочий (снеир) двигаю чуть вправо, добавляю немного высоких, басовых (опять же в зависимости от баса и гитары), подрезая средние. В перкуссионных инструментов нужны только верха, следовательно я режу все кроме них и вешаю легкий реверб. Пэды остаются позади и как правило срезаются низы. Как правило высокочастотные педы, лиды и мелодии пианино у меня обычно ставятся в право, остальные влево, ставлю в центр лишь в том случае, если аранжировка не перегружена инструментами. После чего вешается легкий софткнии и отправляется в микс, а затем в экспорт.

    • На гитаре мне пока труднее, опыта мало, гитара хочет доминировать. Я считаю, что в готике , шансоне, попсе, роке, пауэр металле вокашлист должен петь на переднем плане. В хаусе, трансе, индастриале танцевальном может быть вторичным. В общем, где вокал важен, он спереди. Где музыка важнее, он делает фон. В эмбиенте он вдалеке. Вот сейчас я слушаю даже Технологию, поют Время. Они же поют отчетливо слышно впереди, только эффект их чуть отдаляет. Однако они доминируют. Бочку смотрю, где играет, и вокруг основных ее частот понижаю. Кстати. иногда лучше звучит, если ей всю середину убрать, а верх оставить. Бас режу не жестко, верх и самый низ , остальное по слуху. Обычно конфликтует бас и бочка. Вот начинаю с бочки, а бас в этом месте понижаю, оставляя место бочке. Эту строчку не поняла “Также я бочку сдвигаю чуть влево” Хетам энхансер ставлю и верх поднимаю. Пэды не сильно трогаю, даю реверб и что-нибудь для объема. Если пэд высокий, могу модуляцию наложить, низкому особо не рискую. Но чем ниже звук, тем надо больше реверба для отдаления. Иногда я пэды клонирую, делаю панораму в разные стороны, одной тон понижаю. Но это когда их мало, так стараюсь их больше разных создавать. Или арпеджио вместо какого-то. У меня сильно разные приемы, трудно описать коротко.Лид всегда по середине, иначе центр будет пуст, если это не песня, песне лид лучше вообще не ставить. Ибо лидом будет вокал. ну или пианино может тыцкать, если редко ноты, можно в центре оставить, или сделать 2 дороги и немного развести в стороны. Я больше вручную люблю создавать стерео, хотя понятно, что можно раскидать одну дорогу плагином по бокам. Но я думаю, ручками лучше звучит. А это кто такой?))))) легкий софткнии?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен политикой конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.